В Правилах осуществления государственных закупок (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2018 г. – далее Правила) в п. 85-1 материальные и трудовые ресурсы приравняли к разрешению (лицензия), выданному в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях и в этой связи в Правилах исключилось противоречие со статьей 9. Свобода от коррупции: «3. Никто не вправе требовать от физических и юридических лиц наличия разрешений или уведомлений, не предусмотренных настоящим Законом «О разрешениях и уведомлениях».

В Правилах имеется Параграф 13. Порядок определения демпинговой цены заявки на участие в конкурсе. Согласно п. 175 данного параграфа: «Цена заявки на участие в конкурсе потенциального поставщика на работы по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной (типовой проектно-сметной) документации и градостроительных проектов признается демпинговой в случае, если она ниже цены, рассчитанной заказчиком в соответствии с Государственными нормативами по определению стоимости проектных работ для строительства в Республике Казахстан, утвержденными Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года № 232-нқ, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №14642, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, более чем на десять процентов».

osipovichi.com

Почти во всех конкурсах по разработке проектной документации при наличии в технической спецификации требования по выполнению предпроектной документации (понятие принято по статье 1 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»), каким являются инженерные изыскания (включает инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания, являющиеся лицензируемой деятельностью), заказчиками неправомерно применяются антидемпинговые меры.

Сразу оговоримся, что включение в один лот или в одну техническую спецификацию изыскательских работ и разработки проектной документации не оспаривается.

Суть неправомерности применения антидемпинговой меры заключается в том, что заказчик технически не в состоянии рассчитать цену в соответствии с Государственным нормативом №232-нқ в силу положения Главы 2 п.8: «В ценах Сборника на разработку проектно-сметной документации не включены и требуют дополнительного расчета: 12) не включен расчет затрат на изыскательские работы; 14) разработка проекта на внеплощадочные сети».

То есть, Государственный норматив от 28 ноября 2016 года № 232-нқ предназначен для определения только стоимости проектных работ для строительства, а не изыскательских работ (иные связи между изысканием и проектной документацией не рассматриваются в связи с достаточностью приведенных доводов).

Расчет затрат на изыскательские работы определяется на основании другого Государственного норматива по определению стоимости инженерных изысканий от 2 декабря 2016
года №239-нқ. При этом расчет затрат на изыскательские работы определенный на основании норматива от 2 декабря 2016 года №239-нқ не дает права на применение в конкурсе антидемпинговых мер, так как, указанный норматив не приведен в п. 175 Правил.

Здесь следует отметить, что расчет цен, определяемый в соответствии с Государственными нормативами требует квалификации по разработке проектной документации и, что немаловажно, результатом будет стоимость, зависящая от разделов проектной документации. В свою очередь проектная и изыскательская деятельности являются лицензируемыми.

Цена при этом входит в сводную смету объекта, как стоимость разработки проектно-изыскательских работ (ПИР). Достоверность и обоснованность цены как показателя (в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства) определяется в ходе проведения комплексной вневедомственной экспертизы по оценке проекта строительства согласно Приказа Министра национальной экономики
Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299.

Для исключения неправомерного применения антидемпинговой меры и для получения достоверных показателей объекта строительства, предлагаем применять антидемпинговые меры только для разработки проектной документации, имеющей технико-экономические обоснования прошедшие государственную экспертизу с положительным заключением.

Мансуров С.Ж.