СТАТЬИ РАСХОДОВ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ И ЗАТРАТЫ ПОСТУПЯТ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОДРЯДЧИКАМ. НПП РК «АТАМЕКЕН» ИНИЦИИРОВАЛА ПЕРЕД КОМИТЕТОМ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ МИНИСТЕРСТВА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РК ПОПРАВКУ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОРМАТИВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА. НАЦПАЛАТА ПОСЧИТАЛА ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ИСКЛЮЧИТЬ РЕЗЕРВ СРЕДСТВ ЗАКАЗЧИКА НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ И ЗАТРАТЫ, ПРЕДОСТАВИВ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПОДРЯДЧИКА БЕЗУСЛОВНЫЕ СРЕДСТВА НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ И ЗАТРАТЫ НА ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ В РАЗМЕРЕ 2%.

«Соответствующая редакция проекта Государственного норматива находится в Министерстве юстиции РК на стадии государственной регистрации», – сообщает директор департамента строительства «Атамекена» Аспена Досмаганова. В сводный сметный расчет включаются затраты заказчика. Сегодня в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются суммы для возмещения затрат, связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, объемы, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании. Также речь о суммах, которые могут быть направлены на исправление выявленных в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации. Эти суммы называют резервом заказчика (2%).

Однако на сегодня данный механизм не работает, поскольку законодательство о государственных закупках блокирует данные средства, обязывая проводить закупки по твердой договорной цене, а использование резерва – это дополнительные средства, подлежащие доказыванию. Договорная цена строительства, фиксируемая в договоре подряда, определяется в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок по результатам конкурса по закупу подрядных работ и услуг, на основе цены выигравшего конкурсного предложения подрядчика, по его смете (оферте), в пределах лимита средств установленного сметой заказчика. И на практике использование резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты является

институтом с непрозрачным, по мнению бизнеса, механизмом использования. Так, даже в случае подтверждения необходимости использования данного резерва, основание и законность использования резерва автоматически подпадает в зону интереса контрольно- финансовых органов. В некоторых случаях решение вопроса возможно только в судебном порядке, что затягивает сроки строительства и создает необоснованные затраты для бизнеса. При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой (законодательство о государственных закупках), средства на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровываются и оплачиваются заказчиком по установленной норме 2% от общей суммы средств по следующим позициям Сводного сметного расчета: сметная стоимость подрядных строительно–монтажных работ, затрат и услуг в текущих ценах; оборудование, мебель и инвентарь поставки заказчика; затраты заказчика на управление проектом и технический надзор; инженерные изыскания для строительства; проектные работы; стоимость экспертизы проектно-сметной документации; затраты на осуществление авторского надзора. Однако установленного порядка использования резерва в законодательстве нет. «В данном случае и происходит «хождение по мукам» подрядной организации, когда и начинают возникать вопросы: «характер непредвиденности данных расходов», «доказать, насколько они были непредвиденными», «доказать размер заявляемых сумм» и т.п. Подрядчику легче вообще не заявлять о подобной необходимости их компенсации», – отмечает Аспена Досмаганова. Данное предложение «Атамекена» обговаривалось с подрядными организациями, которые единогласно поддержали инициативу. «Выходит, что средства заложены, а воспользоваться ими – задача не из простых», – говорят компании.

При расчетах за фактически выполненные работы по договорам с приблизительной (открытой) договорной ценой, средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сметном расчете, остаются в распоряжении заказчика. Согласно подпункту №3 пункта №14 Государственного норматива по определению расчетной стоимости строительства в Республике Казахстан утвержденный приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 10 марта 2016 года № 68-нқ, по итогу объектного расчета начисляется сметная прибыль подрядной организаций в размере 8%, как отдельная статья утвержденной сметы (твердой сметы). В общей совокупности сметная прибыль в размере 8% и средства на непредвиденные работы и затраты на подрядные работы в размере 2%, как предлагает НПП, составят 10%, что соответствует статье гражданского законодательства. Таким образом, с учетом вышеуказанного обоснования, НПП предложила исключить резерв средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предоставив в распоряжение подрядчика безусловные средства на непредвиденные затраты и работы в размере 2%.

Источник: atameken.kz