Известный казахстанский бизнесмен Айдын Рахимбаев продолжил тему демпинга в тендерах при строительстве дорог в Казахстане, передает Tengrinews.kz.

«Хотел бы поблагодарить всех за поддержку и понимание мнения, изложенного в недавнем посте о сложившейся ситуации при проведении тендеров на строительство дорог. Особая благодарность Токаеву Касым-Жомарту, Председателю Сената Парламента. Но весомая поддержка Правительства была бы еще важнее, но пока мы ее не получаем. Попробую рассмотреть четыре основных аргумента по поводу иностранных демпингующих компаний», — начал свой пост в Facebook Рахимбаев.

«1. Тендеры в дорожном строительстве, на которые привлекаются заемные средства, предусматривают схему корректировки контрактов в зависимости от колебания валют. Возможность применения такой схемы корректировки имеют только иностранные компании, и поэтому они предоставляют большие скидки, что в дальнейшем возвращают свои деньги за счет курсовой разницы, то есть УВЕЛИЧИВАЮТ СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА в ходе работы. Как вы сами видите, здесь не может быть и речи об экономии средств.

2. После выигранного тендера эти компании привлекают местных казахстанских подрядчиков на выполнение субподрядных работ. Что это значит? Тогда наши компании уже строят дороги на совершенно других условиях, не зарабатывая, а ВЫЖИВАЯ НА ПРОЕКТЕ, часто выходя банкротами и выпрашивая свои деньги. Это подтвердили дороги проекта «Западная Европа — Западный Китай», где более 80 процентов объема были взяты зарубежными игроками.

3. И, как правило, пользуясь некачественной проектно-сметной документацией, иностранные компании, к сожалению, в большинстве случаев продлевают договора с заказчиком. Например, проект строительства дороги Алматы — Хоргос, который строился иностранными подрядчиками более 48 месяцев вместо 30, положенных по контракту. О чем это говорит? О том, что они ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ЗАТЯГИВАЮТ сдачу стратегически важных объектов страны, для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА от выполнения работ, которые не были учтены проектно-сметной документацией, а также выставляют заказчику все понесенные за продленный период накладные и производственные расходы.

4. Конечно, правила предусматривают, что иностранные компании должны развивать наши казахстанские кадры. Но вы когда-нибудь слышали, что эти компании обучают и повышают квалификацию, дают долгосрочные знания и навыки для применения на других наших проектах? В отличие от них, мы инвестируем в наших ребят большие ресурсы для развития МЕСТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ в управлении, проджект менеджменте и выполнении работ по высоким стандартам сектора», — привел аргументы Рахимбаев.

Он добавил, что правилами закупок практически всех финансирующих институтов предусмотрено условие о возможности предоставления заказчиком преференций местным подрядчикам. При оценке тендерных предложений есть возможность применить количественную льготу в размере 7,5 процента, но на практике наш заказчик не использует эту возможность, ограничиваясь лишь условием о пресловутом «казахстанском содержании».  «По существу, такие дорожные проекты оплачиваются казахстанскими налогоплательщиками, значит, нами. То есть, когда они берут тендер, мы платим за развитие чужого персонала, делаем им огромную прибыль в виде корпоративных налогов и увеличиваем их опыт работы. Хотя то же самое можно делать, работая с нашими местными компаниями — вкладывать в развитие наших профессионалов и отечественной дорожной отрасли Казахстана, не оставаясь просто на субподряде у иностранцев», — заключил бизнесмен. Ранее Айдын Рахимбаев заявлял о неравноправии по отношению к казахстанским компаниям. Позднее его поддержал председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев.

Источник: tengrinews.kz
Фото со страницы Айдына Рахимбаева в Facebook